Морской вокзал Сочи Морской вокзал в Сочи — не только градостроительная…











Морской вокзал Сочи

Морской вокзал в Сочи — не только градостроительная доминанта, шедевр архитектуры определенного исторического периода, но и один из самых узнаваемых символов города. В нем удачно воплотилось понятие стиля курортной архитектуры — открытые перетекающие пространства, легкие галереи, изящный декор.
Необходимость морского порта для города остро ощущалась еще в дореволюционные годы, когда Сочи не был связан с другими регионами железнодорожным сообщением. Отрывки из книги К.А. Гордона «Старый Сочи конца XIX — начала XX веков» ярко иллюстрирует ситуацию:
… «Высадка пассажиров и выгрузка грузов происходит под скалой, на которой возвышается маяк. В этом месте в море вдавался небольшой галечный мыс, намытый рекой Сочи, тут же впадавшей в море . Мысок этот никогда не заливался волнами прибоя, и на нем грудами и штабелями лежали разные товары, сгружаемые с пароходов или подготовленные для отправки на них.
На месте теперешнего порта простиралась обширная галечная пойма реки.»
… «Под конец хочется рассказать об одном развлечении сочинцев того времени, которое по остроте впечатлений можно сравнить разве что с боем быков в Испании. Это прием пароходов в ненастную, штормовую погоду. Представьте себе большую лодку фелюгу (большая остроносая турецкая лодка), несущуюся не гребне волны на берег, но раньше, чем ее киль врежется в песок берега, два-три десятка турок, стоя по пояс в воде, подхватывают лодку с обеих сторон. Молниеносно под киль кидаются смазанные жиром вальки и чуть не на руках фелюга вытягивается на берег раньше, чем следующий вал ударит ей в корму. Отправка с берега была еще труднее. Фелюгу нагружали людьми и их вещами еще на берегу, по обеим ее сторонам выстраивались турки, и по команде своего старшины в выбранный им удобный момент по валькам стремительно тащили в море навстречу очередной волне. И вот наступал захватывающий момент: тяжелая лодка с разбега врезалась в волну и среди брызг и пены вставала на дыбы и под облегченный вздох толпы, стоящей на берегу, снова падала в воду уже за прошедшим гребнем волны. Гребцы налегали на весла, и фелюга, то показываясь на гребне волны, то исчезая из вида, уплывала все дальше и дальше в море к стоящему там на якоре пароходу. Иногда сообщенной лодке энергии было недостаточно, чтобы пробить ударную силу волны. Тогда ее разворачивало боком и выкидывало на берег этой же или чаще следующей волной. Все, кто был на берегу, кидались в воду помогать туркам, чтобы, если лодку перевернет вверх килем, она не подавила бы вываливающихся из нее в воду людей и волны не унесли бы их вещи. Конечно, такое наблюдалось только летом и осенью, когда вода еще была теплая, зимой же пароходы просто проходили мимо Сочи.»

Строительство оградительного мола для защиты акватории порта началось в предвоенные годы. Работы по созданию порта продолжились сразу же после войны.
В 1954-1955 годах город обрел здание морского вокзала, возведенного по проекту академика архитектуры Каро Семёновича Алабяна, архитектора Льва Борисовича Карлика и инженера Александра Кузьмина.
Позже была удалена обширная часть исторической застройки города для создания перед зданием морского вокзала озелененного парка. Это открытое пространство должно было обеспечить наиболее полное восприятие этого величественного сооружения.
Композиция центрального фасада со стороны города довольно строгая и очень гармоничная.
Вертикаль объемов портика и трехярусной башни с двенадцатью колоннами усилена 36-метровым шпилем с пятиконечной звездой. Мастерами достигнуто сочетание монументальности и легкости этого архитектурного произведения.
Скульптурный ансамбль, украшающий морской вокзал, выполнен знаменитым советским скульптором Владимиром Иосифовичем Ингалом.
Открывает художественный ряд аллегорическая фигура «Навигация» в центре большого фонтана перед центральным входом.
На первом ярусе башни размещены женские скульптуры, олицетворяющие времена года.
Выше, у основания колоннады — мужские статуи, изображающие стороны света. Расположение этих скульптур соответствует представленной аллегории — «Север» ориентирован на географический север, соответственно «Юг» — на юг, и т. д.
И наконец, дельфины образуют декоративный пояс, замыкая и акцентируя вертикаль каждой из двенадцати колонн.
А выше — только мощный шпиль вонзается в небо.
Морской вокзал Сочи — памятник архитектуры федерального значения. Долгое время этот уникальный объект находился в процессе незавершенного ремонта. Основной причиной этого считался недостаток финансирования. С 1989 по 2005 г.г. — 16 лет длилась пауза — только к своему 50-летнему юбилею здание было вновь возвращено к жизни.
Помещения нижнего уровня здания заняты теперь известными бутиками. Центральный объем занимает главный зал ожидания. Просторное, двухсветное пространство богато украшено лепниной, керамическими гирляндами и зеркалами.
Под кессонированным потолком в «небе» парит белоснежная чайка.
В симметрично расположенных открытых «крыльях» морского вокзала всегда размещались кафе и рестораны. В данный момент действует только один.
Пространство, богато украшенное лепниной и ковкой, с высокими расписными потолками невероятно нарядно и привлекательно.
Перепад уровня пола добавляет ощущение комфорта.
В центре открытого зала — изящный фонтан
Посетителей немного — пафосное расположение предполагает высокую цену обслуживания.
Галерея центрального морского фасада.
К симметричному в плане основному зданию примыкает легкая обводная галерея, с которой открывается вид на акваторию.
На фронтоне — аллегорическое изображение бури.
Соблюдение зоны охраны исторических и архитектурных памятников позволило бы избежать сложившейся теперь ситуации с восприятием бокового фасада ансамбля морского вокзала Сочи. Сложная и при этом цельная композиция комплекса со стороны мелководного причала нарушена вторжением инородных объектов, грубо исказивших историческую среду.
Главным украшением мелководной акватории является беседка — ротонда. Она поражает легкостью пропорций и утонченностью декора, представляет собой эталон малой формы в южной архитектуре.

Добавить комментарий