Так как мы изначально договаривались с Ахрой, что он заберет нас с Мамдзышхи,…



Так как мы изначально договаривались с Ахрой, что он заберет нас с Мамдзышхи, просим Владимира остановить машину у одного из поворотов дороги. Пока ещё светло, есть время попробовать сбегать на вершину Мамдзышхи. Однако, как стало ясно позже, на этапе подготовки к походу я ошибся с координатами и неверно указал вершину. В итоге час с лишним петляли с Артемом по грунтовкам среди леса и, так и не успев дойти до вершины, вернулись к месту начала асфальтовой дороги. Координаты — 43.322088 / 40.310102. Высота 1550 метров.
На часах восемь вечера, полная темень, связи нет. По уму в таких случаях лучше всего уйти куда-нибудь в сторону леса и поставить лагерь, чтобы утром, по-светлу двигаться дальше. Но мы два мужика, а не две блондинки. Бояться нам нечего. Чтобы не сидеть у дороги, как бедные родственники, решаем, не торопясь, идти вниз.
Спустя какое-то время (прошли минут 20) появляется связь. Вижу упущенный вызов от Ахры. Набираю ему в ответ. Обещает приехать часика через два. Супер!
Неожиданно сзади, спускаясь сверху в нашем же направлении, нас догоняет TOYOTA Hilux. В машине два парня-абхаза и местная же девушка. Этих ребят мы уже видели два часа назад, когда блуждали в поисках выхода на вершину Мамдзышхи. Тогда они спрашивали у нас дорогу к балаганам, чтобы купить барашка на шашлык. В общем, повстречались второй раз за день. Ребята гостеприимно, как и должно быть на Кавказе, предлагают свою помощь.
— Вы что, в Гагры пешком собрались? Это же 30 километров топать по ночи!!
— Ну, нас должны встретить…
— Садитесь, не занимайтесь ерундой! Добросим вас в Гагры!
За байками про туризм, медведей и горы спускаемся в Гагры. Выйдя из машины набираем Ахру, а он, оказывается, как раз здесь. Здороваемся словно старые знакомые, бросаем рюкзаки в уже третью за сегодняшний день машину и всего за 40 минут доезжаем до границы. На часах десять вечера. Народу почти никого, перед нами всего 10 человек. Проходим границу за 20 минут и на российской стороне вызываем такси до Сочи (днем ходят автобусы, но уже поздно).
Еще час и мы дома. С утра были в лагере спелеологов в самом центре плато Арабика, днем поднялись на вершину высотой почти три километра и вот уже пьем красное вино у меня дома, обмотавшись после душа полотенцами. Вот так день! Прекрасное окончание супер-классного похода!!!
Тайминг дня:
8:30 — выход
9:10 — перевал Арабика — 9:20
9:45 — выход на северный отрог
10:30 — пик Арабика — 11:20
12:30 — 12:45 — перевал Шу
13:30 — стоянки у пещеры между вершинами Крепость и Зонт
15:05 — обед в лесу перед балаганами — 16:40 (15 июня — 15 сентября)
18:15 — вышли с машины
19:40 — вернулись на дорогу
20:00 — асфальт
21:20 — поворот на Мамдзышху, сели в такси
22:00 — граница — 22:20
23:20 — Сочи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Маршруты походов по Арабике
Изучив карту района и имеющиеся в сети отчеты, стало понятно, что существует три места , откуда можно начинать или заканчивать поход по Арабике.
Самая популярная точка старта для походов по Арабике — вершина горы Мамдзышха. Эта вершина, высотой почти 1800 метров, расположенная всего в 35 километрах от Гагры. Это место удобно по двум причинам. Во-первых, из-за наличия отличной асфальтовой дороги, а значит более дешевой и простой логистики. Во-вторых, туристы сразу попадают на высоту 1500 метров, экономя силы на наборе высоты.
Село Цандрипш, расположенное примерно на таком же расстоянии от российско-абхазской границы — второе по популярности место старта походов по Арабике. Последние 10 километров дороги — грунтовка, так что нужно либо нанимать внедорожник, либо идти пешком. Село находится на высоте всего 400 метров над уровнем моря, зато при подъеме на Арабику с этого места вы можете увидеть все пояса высотной зональности Западного Кавказа. От лиственных самшитовых колхидских лесов до стройных и тенистых буков. Один из логичных маршрутов по Арабике так и проходит: со стартом в Цандрипше, а финиш под Мамдзышхой либо спускаясь через Дзоу к Геге.
Мы же, как я люблю, пошли наименее популярным вариантом — от Гегского водопада. При таком направлении движения восточная, технически более сложная сторона беревала Дзоу проходится на подъем, а не на спуск. Что позволяет гарантированно не брать с собой веревку. Перспектива стартовать с самой низкой высоты (высота где ущелье реки Гега впадает в ущелье Юпшары всего 300 метров над у.м.) нас не пугала (здоровья хватит!), а возможность в конце похода не убивать колени на двухкилометровом спуске, а закончить активную часть похода на высоте 1800 метров, в районе горы Мамдзышха очень радовала. Так мы и сделали.
Закачайте себе в навигатор пройденный нами трек или хотя бы ключевые координаты маршрута:
Мостик через Юпшару у начала серпантина на Гегский водопад (начало похода) — 43.4108 с.ш. / 40.4631 в.д.
Гегский водопад — 43.4355 / 40.4429
Начало тропы в сторону озера Дзоу — 43.467272 с.ш. / 40.442405 в.д.
Первый родник — 43.471288 с.ш. / 40.424685 в.д.
Второй родник (в нижней части поляны в ур.Дзоу) — 43.457692 с.ш. / 40.406991 в.д.
Озеро Дзоу — 43.447322 / 40.376623
Скала Дракон — 43.439405/ 40.368183
Перевал Дзоу (правильное место спуска) — 43.436256 с.ш. / 40.366347 в.д.
Перевал Арабика — 43.424743 с.ш. / 40.355298 в.д.
Пик Арабика (вершина) — 43.415973 с.ш. / 40.356353 в.д.
Перевал Шу — 43.405803 / 40.367216
Тенек и отличное место для отдыха (воды нет) — 43.367913 с.ш. / 40.350874 в.д.
Балаганы в урочище Бамбонаш — 43.366983 / 40.353667
Поворот грунтовки на альпику горы Мамдзышха — 43.320040 / 40.320720
Гора Мамдзышха (1873 м) — 43.305720 / 40.334563
Начало асфальта (спуск в Гагры) — 43.322088 / 40.310102

ВНИМАНИЕ! Современные тропы довольно сильно отличаются от троп, указанных на старых советских генштабовских топографических. Розовой линией я (примерно) нарисовал наш фактический трек.
ВНИМАНИЕ! Участок между перевалами Дзоу и Шу мы прошли через вершину пика Арабика. Это значительно более сложный вариант, чем обычный проход по тропе между перевалами Шу и Дзоу. Если вы не уверены в своих силах лучше идти не по пройденному нами маршруту, а по классической тропе!
СНАРЯЖЕНИЕ
Этот поход планировался как отдых. Продолжительность небольшая, технически сложных препятствий, чтобы требовалось альпинистское снаряжение нет (разве что только перевал Дзоу, но как я уже писал выше, мы прошли его «по-умному», на более сложном склоне шли на подъем). Поэтому мы не особо упирались в снижение веса и вес рюкзаков у нас получился по 15 кг. Это существенно больше, чем в недавнем походе походе по Баварским Альпам такой же по продолжительности!
Еда — 7.6 кг на двоих 4 суток
Общественное снаряжение — 8.0 кг всего, на двоих
Личное снаряжение: примерно по 6.0 кг у каждого
Итого, вес рюкзаков на старте: по 15 кг

БЮДЖЕТ ПОХОДА
Еда: супермаркет 3.200 + сублиматы 1.000 (две порции)
Газ: 600 (2 больших баллона)
Такси от центра Сочи до границы с Абхазией — 1150
Оплата въезда на территорию Рицинского нацпарка — 2 по 350
Такси от границы до поворота на Гегу — 2000 (Ахра)
Выброска от балаганов до Мамдзышхи — 1000 (хотели довезли бесплатно, но мы отблагодарили)
Дорога от Мамдзышхи до Гагр — 0 (довезли бесплатно)
Гагры — граница — 700 (Ахра)
Такси от границы до центра Сочи — 1100
ИТОГО 11.500 рублей на двоих

ВЫВОДЫ
В спортивном темпе и при отличной погоде (рано вставать, идти быстро и допоздна и с легким снаряжением) маршрут можно пройти за два дня с одной ночёвкой, то есть за weekend. Написать здесь вариант такого блиц-крика…
За четыре дня встретили только две группы — одну группу туристов и экспедицию спелеологов. И это в пик сезона, в последнюю неделю августа! Удивительно, как мало туристов.
После сложностей с пропусками для походов по окрестностям Сочи и Красной поляны, походы по Абхазии — сказка! Никаких геморроев с пропусками. Перешел границу, искупался в Гаграх и пошёл в горы! После гор спускайся и снова купайся до самого самолета (можно даже на Имеретинском пляже в Адлере).
Лишний раз убедился, что походы вдвоем — лучший формат. Одному иногда тоже здорово прогуляться, но в автономные походы все-таки вообще супер, но иногда небезопасно, да и тоска и скука может заесть, а в больших группах обычно столько разговоров друг с другом, что и по сторонам смотреть некогда. А вдвоем — оптимум! И еще: за этот поход нас подвозили дважды, и в обоих случаях в машинах было только два свободных места. Была бы группа больше — так не проскочишь!

текст и фото: блог Дмитрий Ковинов

Добавить комментарий